- КНИГА ИОВА
КНИ́ГА ИО́ВА (или Йова) (древнеевр.Ijjôb), произведение древнееврейской поэзии, входящее в ветхозаветный канон Библии и принадлежащее к типу т.н. «литературы премудрости»; относится, вероятно, к VIV вв. до н. э. (позднейшие вставки к III в. до н. э.). Притча об Иове основана на очень древнем семитском предании; в книге Иезекиила (14.14, 20) Иов назван наряду с Ноем и Даниилом как один из трех образцовых праведников.
Представ перед престолом бога и вступив с ним в спор, сатана («сатан» букв. «противник», «супостат») утверждает, что Иов благочестив лишь потому, что благополучен. Желая испытать его праведность, бог истребляет имение и потомство Иова, поражает его жестоким недугом. Споря с друзьями-утешителями, настаивающими на виновности Иова и заведомой правоте бога (безупречно ортодоксальная идея), Иов требует справедливого суда над собой, где бог явился бы разом судией, истцом и ответчиком. В откровении свыше Иов постигает несоизмеримость могущества бога и человеческой немощи; его искренности и выстраданному благочестию воздается двойная награда, а отвлеченные умствования его друзей обличаются богом.
В мировой литературе имеются многочисленные отголоски К. И., в т. ч. спор бога и сатаны (Мефистофеля) о человеке в «Прологе на небесах» гетевского «Фауста», богоборческие монологи Ивана Карамазова; в лирической поэзии к образу Иова обращались Дж. Байрон, Вяч. И. Иванов, М. И. Цветаева и мн. др.
Издания и литература:
Книга Иова, в кн.: Поэзия и проза Др. Востока, М., 1973;
Аверинцев С. С., Иов, в кн.: Мифы народов мира, т. 1, М., 1980 (библ.).О. Е. Нестерова.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.